Как Валерий Мозолевский удивил всех участников бизнес-конференции по ФЗ №44 «О контрактной системе» на площадке РБК

Опубликовано 28 марта 2014,Новости Ассоциации СРО

Как нам сообщили наши коллеги из пресс-службы НП СРО «Сахалинстрой», на прошлой неделе генеральный директор этой организации, председатель Комитета по конкурентной политике и закупкам в строительстве Национального объединения строителей Валерий Мозолевский принял участие в бизнес-конференции «Государственные закупки и запуск контрактной системы» в РБК.

 

Модератором заседания на тему: «Запуск контрактной системы: контроль и правовое регулирования» выступила научный руководитель Международного института развития контрактных отношений Ирина Кузнецова. В рамках обсуждения прозвучало шесть докладов, в том, заместителя директора Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития РФ Дениса Цуканова, генерального директора НП «НАИЗ» Сергея Габестро, начальника Управления финансового контроля государственных закупок Росфиннадзор Дениса Кузьмина и других.

 

Как отметили участники конференции, Валерий Мозолевский сумел в своём роде изменить ход обсуждения, переведя его к особенностям осуществления торгов в строительстве. В результате обсуждения, участники конференции согласились с позицией председателя Комитета НОСТРОЙ по конкурентной политике и закупкам в строительстве о том, что ФЗ-44 не описывает особенности проведения закупок в строительстве. Не вызвало возражений и заявление Валерия Павловича о том, что ФЗ-44 является рамочным законом, в отличие от своего предшественника 94-ФЗ, который был только процедурным. Закон о контрактной системе требует актуализации ещеё порядка 80-ти постановлений Правительства, отметил господин Мозолевский. Но, пожалуй, самое главное – принятие отдельного закона о подрядных торгах для государственных и муниципальных нужд, в соответствии требования Гражданского кодекса РФ (статья 768). Для многих участников заседания стало открытием то, что создание этого закона предусмотрено положением Гражданского кодекса.

 

Тяготы переходного периода усугубляются за счёт того, что, несмотря на вступившие в силу нормы ФЗ-44, многие заказчики по инерции продолжают работать как бы по 94-ФЗ. Это доказывают и результаты анализа Высшей школы экономики, которые подтверждают, что с начала года в России не было проведено ещё ни одного двухэтапного конкурса, в том числе, на проектирование. При этом, около 75 процентов всех торгов по-прежнему проводятся в формате электронных аукционов. На втором месте по «популярности» у технических заказчиков – закупки у единственного поставщика.

 

Участники мероприятия достигли понимания того, что Закон о контрактной системе по большей части сконцентрирован на закупках товаров. Меж тем, как подчеркнул в своих выступлениях Валерий Мозолевский, законодателем чётко разделяются сферы купли-продажи и строительных закупок, что наглядно прослеживается даже в том, как к этому разделению подходит Гражданский кодекс. Ключевым отличием закупочной деятельности строительных работ является то, что при реверсивных аукционах (на понижение) на строительство в первую очередь страдают работники строительных организаций. Когда речь идёт о готовой продукции, то на момент торгов участник имеет цену, в которую входит уже выплаченная зарплата работникам, задействованным на производстве. В этих случаях, цена самого товара уже определена производителем, и она, как правило, не играется на торгах, а играются рыночные надбавки на цену товара, установленную производителем. А при строительных торгах, фонд оплаты труда, как показывает практика, является первой степенью риска расходов, за счёт которой участники торгов снижают цену.

 

Участники конференции согласились с Валерием Павловичем, что в этом прослеживается «чудовищный диссонанс» между той политикой, которая продвигается сегодня с самых высоких трибун и нынешними экономическими условиями, когда участников строительных торгов буквально вынуждают разрушать кадровый потенциал строительного комплекса. «К сожалению, нынешние условия таковы, что на аукционах побеждают те, кто готов меньше платить своим работникам», – констатировал Валерий Мозолевский.

 

На вопрос представителей Минэкономразвития РФ о том, почему в последнее время отмечается резкий рост «фантомных» строительных компаний, беспроигрышно выходящих на аукционы, господин Мозолевский ответил, что причину этого следует искать в самих электронных аукционах при закупках в строительной сфере. Важно отметить, что рост числа фиктивных строительных организаций приходится на период, когда были впервые в России внедрены сначала обычные аукционы, а после электронные (после 2008 – 2010 годов). Для участия в таких торгах «фантомным» компаниям достаточно иметь лишь «фиктивное» свидетельство о допуске, выданное (проданное) недобросовестной саморегулируемой организацией, что в свою очередь создаёт питательную почву для коммерциализации СРО.

 

Согласились участники конференции и с тем, что явным минусом Закона о контрактной системе является то, что в нём не рассматривается такое понятие, как добросовестность подрядчика или поставщика и нет такого понятия, как добросовестная конкуренция. При этом, в мировой практике – это одни из главнейших критериев для участия в торгах. Валерий Мозолевский отметил, что введение таких понятий, особенно «добросовестный поставщик», позволит проводить отбор в упрощённой форме. Кроме того, это отвечает и главной цели торгов – нахождению надежного и квалифицированного подрядчика с целью эффективной закупки.

 

Любопытным оказалось выступление представителя ТПП РФ Олега Сивакова, который говорил о борьбе с коррупцией и об эффективности закупок. Было подчёркнуто, что и такому понятию, как «эффективность закупок», нет чёткого определения в 44-ФЗ. В свою очередь, это даёт толчок для масштабно распространившихся заблуждений, будто бы основной целью закупок является нахождение наименьшей цены. Эта позиция абсолютно не применима по отношению к строительным торгам, заявил Валерий Мозолевский.

 

Коснулось обсуждение и регионализации закупочной деятельности. Валерий Павлович поднял вопрос о неконкурентном положении участников торгов, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориям. По закону, бизнес, работающих в таких местностях, несёт дополнительные нагрузки от компенсации госгарантии проживающим в таких регионах, возложенных на бизнес в виде оплаты более длинного отпуска, «северных» надбавок к зарплате работников, а также особых условий труда – женщины, к примеру, в регионах Крайнего Севера работают на пять часов меньше в неделю, чем мужчины, оплата проезда в отпуск и так далее. Таким образом, выходя на торги, объявляемые в своих же регионах, местные компании проигрывают неместным участникам, которые такими финансовыми нагрузками не обреминены. Особенно остро эта проблема сказалась на состоянии проектного рынка, где в частности, на Сахалине работа проектировщиков по этой причине, в 2,3 раза дороже, чем их же коллег из других регионов. У строительного сообщества к этой проблеме есть свой интерес, потому как неместные проектные организации зачастую не учитывают региональных особенностей местности. Говоря о Сахалинской области – это и климат, и сейсмические условия. Как отметил Валерий Мозолевский, в результате это приводит к деквалификации сначала, проектировщиков, специалистов заказчика, а после и подрядных организаций.

 

По результатам обсуждения участники конференции согласились с тем, что в Законе о контрактной системе отсутствует понимания специфики регионов и отраслевой специфики, что введено, например, в закупочной деятельности в США. Господин Мозолевский напомнил, что говоря о строительстве, не следует забывать, что эта отрасль с одной стороны является коммерческим сектором, но с другой, всё, вплоть до цен и порядка выполнения работ в строительстве, регламентируется Федеральными законами. Таким образом, о строительстве следует говорить, как отрасли, регулируемой государством.

 

В условиях контрактной системы одной из самых наболевших проблем стала проблема обучения контрактных управляющих. Об этом рассказал Сергей Хурсевич, заместитель директора НАИЗ. Обсуждая то, каким образом обеспечить обучения сотен тысяч специалистов по торгам со всей России, речь зашла об интерактивном образовании. Валерий Мозолевский отметил, что базовое образование в этой области должно быть очным, а интерактивная форма может быть пригодна лишь для повышения компетенции. В противном случае, усилия могут вовсе не принести результатов, учитывая, что даже простые вопросы, касающиеся закупочной деятельности, вызывают разногласия в профессиональных кругах.

 

Валерий Павлович представил ряд документов, которые уже сейчас могут быть переданы в учебные центры для обучения контрактных управляющих. Это Типовые Контракты в аукционной и конкурсной документации и Методические рекомендации по определению НМЦК при планировании закупок в строительной деятельности. Эти документы в течение нескольких лет разрабатывались НП СРО «Сахалинстрой» и прошли успешную «прокатку» на территории Сахалинской области.

 

Был также затронут вопрос о том, как Закон о контрактной системе отразился на банковском сопровождении исполнения контрактов. Валерий Мозолевский заявил, что с моментом вступления в силу 44-ФЗ для банков наступила своего рода «эра откровения». Ранее, банки получали процент с предоставленных банковских гарантий не заботясь, что они могут потерять при неисполнении контрактов. При этом, общероссийская практика практически не знает ни одного случая, когда с банка потребовали бы заплатить за компанию, за которую он поручился рублём. По нынешним же условиям, когда процедура выдачи средств для банков многократно усложнилась, получение банковской гарантии можно приравнять к своего рода предквалификации, так как в законе прописано, что заказчик теперь обязан взыскать с банка сумму гарантийных обязательств по безусловной гарантии на исполнение контракта, без разницы, по вине кого этот контракт не исполнен.