С 1 июля 2018 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570 стоимость работ по государственным и муниципальным контрактам на строительство и реконструкцию, которые выполняются подрядчиком самостоятельно без привлечения других лиц, должна составлять не менее 25 % от цены заключенного контракта. До указанной даты такой объем установлен в размере 15 %.
Напомним, что Постановление было разработано Минстроем России в связи с внесением изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Эти изменения устанавливают особенности исполнения государственных и муниципальных контрактов на строительство и реконструкцию объектов капстроительства. Кроме того, Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями устанавливать виды и объемы работ, которые подрядчики должны выполнять без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств.
Заказчик при закупках для государственных и муниципальных нужд должен включать в документацию о закупке условие, предусматривающее установление видов и объемов работ, подлежащих самостоятельному выполнению. Стоимость таких работ должна составлять не менее 25% от цены контракта. При этом подрядчик вправе сам выбрать из всех видов и объемов работ, установленных в документации о закупке, те, которые будет выполнять самостоятельно.
Указанные меры, в том числе, направлены на предотвращение «торговли подрядами» и призваны защитить интересы региональных строительных компаний.
Обращаем внимание, что за несоблюдение указанных требований для подрядчика предусмотрен штраф в размере 5 % от цены контракта.
Кроме этого с 1 июля 2018 года вступают в силу изменения в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», которые закрепляют перечень конкурентных процедур закупки. Поскольку заказчики в рамках указанного федерального закона могут использовать любые процедуры закупки, исходя из специфики свой деятельности, в законе также определен перечень критериев для отнесения способа закупки к конкурентным в случае, если применяемый заказчиком способ закупки напрямую в законе не поименован.
Таким образом, с 1 июля упрощается порядок определения договоров строительного подряда, заключенных с использованием конкурентных способов заключения договоров, в рамках Федерального закона № 223-ФЗ, по которым СРО обязана осуществлять контроль за исполнением членами СРО договорных обязательств.