В соответствии со статьей 55.1 Градостроительного Кодекса (далее – ГрК) содержанием деятельности СРО является разработка и утверждение документов, предусмотренных статьей 55.5 Кодекса (в т.ч. стандартов СРО), а также контроль за соблюдением членами саморегулиремой организации требований этих документов. При этом в соответствии со статьей 55.5 ГрК СРО вправе разработать стандарты, устанавливающие в соответствии с законодательством о техническом регулировании правила выполнения работ, требования к результатам таких работ, системе контроля за выполнением таких работ.
Саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими … требований стандартов саморегулируемых организаций (статья 55.13 ГрК). При этом в соответствии со статьей 55.5 ГрК СРО обязана разработать и утвердить документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами СРО требований стандартов СРО.
Созданная в 2010 году в соответствии с утвержденными съездом НОСТРОЙ приоритетными направлениями работ Система стандартизации НОСТРОЙ должна обеспечить входящим в Объединение СРО возможность устанавливать на основе стандартов НОСТРОЙ единые требования по выполнению работ в области строительства, методам контроля их проведения и их результатов.
Действующая Программа стандартизации НОСТРОЙ предусматривает разработку более 170 стандартов и рекомендаций НОСТРОЙ. Основной приоритет при этом — обеспечение нормативной базы выполнения и контроля строительных работ, по которым выдаются допуска на право проведения работ (в соответствии с Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624). В настоящее время (по состоянию на 14.12.2012) Советом НОСТРОЙ утверждены и рекомендованы СРО для применения 92 стандарта (рекомендации) НОСТРОЙ, более 80 стандартов находятся в разработке. Утвержденные стандарты НОСТРОЙ (и проекты стандартов) размещены на сайте НОСТРОЙ: www.nostroy.ru.
Широко используются стандарты НОСТРОЙ при разработке вопросов ответов для тестов Единой системы аттестации (ЕСА) руководителей и специалистов строительного комплекса. В настоящее время в базе ЕСА 16000 вопросов-ответов.
В целях всесторонней оценки разрабатываемых стандартов НОСТРОЙ согласовывает разрабатываемые стандарты со всеми заинтересованными структурами, в т.ч. при необходимости – с национальными объединениями проектировщиков и изыскателей, органами власти (в т.ч. с органами, проводящими госконтроль (надзор) и, что очень важно, с крупнейшими заказчиками и потребителями (госкомпании, крупные холдинги и т.д.). В соответствии с установленным порядком экспертиза стандартов НОСТРОЙ проходит в созданных в соответствии с приказами Росстандарта технических комитетах (ТК) по стандартизации (ТК 465 «Строительство», ТК 209 «Лифты», ТК 418 «Дорожное хозяйство», ТК 364 «Сварка», ТК 322 «Атомная техника», ТК 289 «Краны грузоподъемные» и др.).
Далее каждое СРО может утвердить такие стандарты на общем собрании своих членов в соответствии со статьями 55.5 и 55.10 Градостроительного Кодекса. При этом стандарты НОСТРОЙ, принятые СРО в качестве собственных документов, будут применяться ими при проведении контроля исполнения требований по производству работ в соответствии с выданными ими допусками.
В настоящее время 148 СРО - членов НОСТРОЙ по всем 10-ти федеральным округам (58% от общего числа СРО) или приняли на общих собраниях стандарты НОСТРОЙ, или запланировали в повестке очередного общего собрания их рассмотрение и принятие.
В целях упрощения применения в СРО и распространения среди членов СРО стандартов НОСТРОЙ были разработаны и размещены на сайте НОСТРОЙ «Рекомендации по методам применения, обозначению и оформлению стандартов НОСТРОЙ в качестве стандартов саморегулируемых организаций» (исх. № 02-1797/12 от 25.09.2012). В соответствие с данным документом СРО в основном принимают стандарты СРО «методом прямого применения» стандартов НОСТРОЙ.
Комплексная программа внедрения стандартов НОСТРОЙ, принятая в 2011 году, предусматривает в т.ч. определенные введение экономических преференций организациям, внедрившим стандарты НОСТРОЙ, которые напрямую уменьшают потенциальные риски при проведении строительных работ.
Так, например, 17 октября 2011 года на заседании Совета НОСТРОЙ утверждены первые унифицированные требования к страхованию членами СРО гражданской ответственности, которые предусматривают (п.2.5 документа) при проведении страхования гражданской ответственности определенные преференции (снижение страховых тарифов до 20%) организациям, реально внедрившим и применяющим стандарты НОСТРОЙ в своей деятельности, а также осуществляющим контроль за их соблюдением. Эти положения согласованы с Всероссийским союзом страховщиков (ВСС). Аналогичные нормы будут применяться при разработке документов по страхованию строительно-монтажных рисков, жизни и здоровья работников.
Одной из насущных проблем на строительных объектах является проведение проверок в рамках строительного надзора, при которых зачастую используются ведомственные нормативные документы, которые не прошли соответствующую регистрацию в Минюсте России в качестве нормативных правовых актов. Стандарты СРО, принятые и применяемые в соответствии с Градостроительным Кодексом, являются законным способом установления требований к правилам проведения работ и методам контроля за их проведением и их результатами. При этом в соответствии с изменениями в ФЗ «О техническом регулировании», принятыми законом от 21 июля 2011 года № 255-ФЗ, допускается применение стандарта организации для соблюдения требований соответствующих технических регламентов (часть 4 статьи 16.1 закона). В результате принятых изменений еще больше повышается статус стандартов организации при проведении проверок соблюдения требований технических регламентов как со стороны СРО (статья 55.13 Градостроительного Кодекса), так и со стороны органов государственной и негосударственной экспертизы и строительного надзора.
Основными законодательными актами, регулирующими условия договора строительного подряда, являются Гражданский кодекс РФ (ст.ст. 740-757) и Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Федеральный закон № 94-ФЗ).
Градостроительный кодекс РФ применительно к строительству зданий и сооружений использует понятие проектной документации как разновидности технической документации. В свою очередь, требования безопасности, которые должна обеспечивать техническая документация, устанавливаются законодательством о техническом регулировании. Для зданий и сооружений - Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Требования безопасности и энергоэффективности, предусмотренные указанным техническим регламентом, содержательно раскрываются через соответствующие технические нормы национальных стандартов, сводов правил (СНиПов), стандартов организаций, образующих доказательную базу Технического регламента (часть 4 статьи 16.1 ФЗ «О техническом регулировании»).
В тех случаях, когда технические требования к выполнению строительных работ отсутствуют в проектной документации, они могут быть установлены в договоре строительного подряда либо непосредственно, что на практике не используется по причине громоздкости, либо путем отсылки к документам в области стандартизации, содержащим описание требований к выполнению таких работ. Здесь мы сталкиваемся с дефицитом (или в большинстве случаев – отсутствием) документов федерального уровня, содержащих требования к многообразным строительным работам (т.н. третьи части СНиПов). Решить эту проблему должны стандарты СРО, ориентированные в соответствии со статьей 55.5 ГрК РФ на описание правил выполнения строительных работ. При этом третьи части СНиПов на правила производства работ относятся к категории производственно-отраслевых документов и морально устарели. В соответствие с постановлением Госстроя России от 17.05.1994 № 18-38 СНиПы на правила производства работ выведены из состава нормативных технических документов в строительстве (СНиП 10-01-94). Они лишь в немногих случаях (8 СНиП из 83-х СНиП включены в Перечень СНиПов обязательного применения, утвержденный распоряжением Правительства РФ № 1047-р). НОСТРОЙ направил в Минрегион России ряд писем (исх.№№ 02-161/12 от 14.02.2012, 02-207/12 от 21.02.2012) с предложением не проводить актуализацию данной категории СНиПов, учитывая, что в соответствии с действующим законодательством правила проведения строительных работ и методы контроля должны быть установлены в стандартах СРО.
Следует также обратить внимание на то, что положения Гражданского Кодекса о договоре строительного подряда и Федерального закона №94-ФЗ о конкурсной документации на право заключения договоре строительного подряда не предусматривают преимущества национальных стандартов и сводов правил перед стандартами организаций. В соответствии с частью 4 статьи 16.1 ФЗ «О техническом регулировании» «неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение … стандартов организаций … для оценки соответствия требованиям технических регламентов».
Таким образом, наличие в условиях договоров строительного подряда и условиях конкурсов на выполнение строительных работ для государственных и муниципальных нужд ссылок на требования стандартов, в том числе стандартов организации, полностью соответствует законодательству Российской Федерации.
В практике деятельности федеральных органов исполнительной власти также применяются ссылки на стандарты организаций. Например, в документе ОДМ 218.1.001-2010 «Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства», утвержденном распоряжением руководителя Федерального дорожного агентства от 9 июня 2010 г. № 384-р и размещенном на официальном сайте федерального агентства http://rosavtodor.ru, установлено (п. 5.6), что «в случае ссылки на утвержденные стандарты организаций в договорной (контрактной) документации, положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт).
В проекте федерального закона №68702-6 «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» (принят в первом чтении в ГД РФ) также предусмотрены нормирование требований в сфере закупок (статья 20), достаточных для обеспечения деятельности заказчиков. При этом при составлении описания объекта закупок (статья 32) должны использоваться, где это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупок… , а описание объекта закупок может включать спецификации, планы, чертежи, … процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий.
НОСТРОЙ направил в Ростехнадзор предложения по использованию стандартов НОСТРОЙ при проведении проверок в рамках государственного надзора, в т.ч. в рамках субъектов РФ. Подтверждая статус и актуальность стандартов НОСТРОЙ при проведении работ по государственному строительному надзору Ростехнадзор направил в свои территориальные органы соответствующее письмо (исх. № 00-02-05/2054 от 14.08.2012) с приложением перечня стандартов НОСТРОЙ и рекомендациями по их учету при проведении мероприятий по государственному строительному надзору.
В целях реализации «Приоритетных направлений деятельности Национального объединения строителей на 2012-2013 годы» (пункт 1.3.) и в соответствии с требованиями статьи 55.13 Градостроительного кодекса РФ разработан и прошел в 2012 году широкое публичное обсуждение «Порядок организации и проведения проверок соблюдения требований стандартов СРО членами саморегулируемой организации». Порядок является приложением к утвержденным унифицированным Правилам контроля в области саморегулирования.
Проект Порядка является рекомендательным документом, который позволяет саморегулируемой организации самостоятельно выбрать оптимальную схему планирования, организации и проведения проверок соблюдения стандартов СРО как собственными силами, так и с возможностью привлечения компетентных организаций и экспертов, а также учесть все имеющиеся у члена СРО подтверждающие документы и исключить дублирование проверок.
Проект Порядка рассмотрен на заседании Комитета по регламенту Национального объединения строителей (протокол от 5 декабря 2012 г., № 20), одобрен в целом, с учетом высказанных замечаний и предложений, и рекомендован для утверждения Советом Национального объединения строителей.
В соответствии с Приоритетными направлениями деятельности НОСТРОЙ на 2012-2013 годы, утвержденными на 5-ом съезде Объединения, и решениями, принятыми Советом НОСТРОЙ, в настоящее время проводится комплекс мероприятий по обеспечению применения стандартов НОСТРОЙ при организации государственных закупок, проведении строительного контроля и надзора.
По инициативе руководства НОСТРОЙ и ряда СРО:
— направлены письма в федеральные органы исполнительной власти и крупным госзаказчикам (госкомпаниям) (ОАО «Газпром», ФСК, ГК «Автодор» и др.);
— проведены рабочие совещания (семинары, конференции) в отдельных регионах (Москва, Санкт-Петербург, Н.Новгород, Волгоград, Красноярск, Самара, Башкортостан, Удмуртия и др.) с участием руководителей (представителей) министерств (комитетов) строительства, органов госэкспертизы, госстройнадзора и СРО в области строительства;
— подписаны соглашения о сотрудничестве следующими субъектами РФ: Москва (соглашение и утвержденный план-график Правительства Москвы, предусматривают разработку Порядка интеграции стандартов некоммерческих и саморегулируемых организаций и их объединений в городской строительство и их официального признания для использования на объектах городского заказа), Санкт-Петербург (соглашение предусматривает взаимодействие и сотрудничество при разработке нормативно-технической документации в области градостроительства и по применению стандартов НОСТРОЙ в виде региональных методических документов в строительстве (РМД) Санкт-Петербурга), Астраханская, Курская, Владимирская, Волгоградская, Тамбовская, Сахалинская (в т.ч. принято решение коллегии Министерства строительства Сахалинской области от 11.12.2011 о применении стандартов НОСТРОЙ при проведении строительного контроля), Еврейская автономная области и Краснодарский край, Республика Марий Эл;
— готовится подписание соглашений о сотрудничестве со следующими субъектами РФ: Московская, Тульская, Нижегородская, Кировскавя, Воронежская, Свердловская, Самарская, Челябинская, Иркутская, Курганская, Ростовская области, Красноярский и Пермский края, Республика Башкортостан, Республика Удмуртия, Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия;
— разрабатываются распорядительные документы органов власти субъектов РФ по вопросу применения стандартов СРО (НОСТРОЙ) в качестве региональных методических документов по строительству.
В целях применения апробированных решений субъекта РФ по разработке и применению региональных методических документов по строительству (РМД) НОСТРОЙ разработал на основе пакета документов, применяемых Правительством Санкт-Петербурга с 2008 года, «Методические рекомендации по разработке и применению РМД».
Наличие в условиях договоров строительного подряда и условиях конкурсов на выполнение строительных работ для государственных и муниципальных нужд ссылок на требования стандартов, в том числе единых для СРО стандартов НОСТРОЙ, полностью соответствует законодательству Российской Федерации, и позволит обеспечить:
— выбор надежной подрядной организации, работающей по современным стандартам, контролируемым СРО;
— повышение ответственности (в т.ч. имущественной) при реализации контракта;
— получение экономических преимуществ (в т.ч. в части прямого снижения финансовых (до 5%) и временных затрат (до 13%) на капитальное строительство);
— внедрение современных инновационных технологий и материалов в строительстве;
— применение (при проектировании, строительстве, контроле и надзоре) единых современных документов на правила производства работ и технологии строительства;
— повышение качества и безопасности объектов капитального строительства и строительных работ.