Уважаемые коллеги!
1. Сегодняшнее состояние строительной отрасли в Кировской области:
По данным Кировстата объем работ, выполненных собственными силами по виду экономической деятельности "Строительство" в 2021 году по отношению к 2020-му году сократился на 11,8% и составил 30,771 млрд. рублей. Индекс физического объема выполненных работ по виду деятельности «Строительство» (январь – февраль 2022 г. к январю - февралю 2021 г.) - 86,1%.
2022 год (январь-февраль) всего 101 тыс. кв. метров из них в многоквартирных домах 11 тыс. кв. метров по сравнению с январем-февралем 2021 минус 49%.
По данным Единого реестра застройщиков в 2018 году в г. Кирове выдано 63 разрешения на строительство многоквартирных домов суммарной площадью 240 тыс. кв. м; в 2019 - 25 разрешений на 114 тыс.кв.м.; в 2020 году - 12 разрешений на 62 тыс. кв. м. По состоянию на начало осени 2021 года выдано всего 6 разрешений на строительство многоквартирных домов суммарной площадью всего 47,9 тыс. кв. м.
По данным сайта ДОМ.РФ в 2022 году в г. Кирове будет введено 103 т. кв. метров многоквартирного жилья.
В то же время по данным вице-премьера М.Ш. Хуснуллина по итогам 2021 года в России было построено 92,6 млн. кв. м. жилья, это на 13 % больше чем в 2020 годц, и новый максимум за всю историю. В 1 квартале 2021 года строители сдали 24 млн. кв. м. жилья - это максимум для первого квартала.
Значит проблемы застройщиков г. Кирова носят не объективный, а субъективный, местный характер и причину надо искать в местных бюрократических барьерах!
Все эти факты указывают на то, что Строительная отрасль в Кировской области находится в глубочайшем кризисе, и необходимо принимать срочные меры по её поддержке!
Союз строителей предлагает:
- Срочно решить проблему с выдачей разрешений на строительство застройщикам по их обращениям в Администрацию г. Кирова в 2021 году по участкам, которые принадлежат застройщикам на праве собственности и по которым понесены затраты на приобретение земельных участков, расселение жилья, располагавшегося на этих участках, проектно-изыскательские работы и прочее.
- Разрешения на строительство должны быть выданы на основании нормативных документов, действующих в 2020 году.
2. Огромные проблемы испытывают не только застройщики, но и генподрядчики и проектно-изыскательские организации.
В связи с многолетним размещением государственных и муниципальных заказов на строительный подряд и проектно-изыскательские работы посредством электронных аукционов, где единственным критерием отбора является цена, нанесен огромный ущерб проектным и строительным организациям, работающим в этой сфере. В таких конкурсных процедурах чаще всего выигрывают фирмы, у которых кроме допуска СРО и 2 сотрудников, включенных в реестр специалистов ничего нет: ни опыта, ни техники, ни квалифицированного персонала. Очень часто договоры исполняются крайне некачественно, а то и совсем не исполняются.
Отсутствие гарантированного портфеля заказов даже на ближайший год вынудило добросовестные организации до минимума снизить постоянные затраты: сократить штаты специалистов, уменьшить зарплаты оставшимся, прекратить развитие материально-технической базы, повышение квалификации. Это в свою очередь привело к снижению качества выполняемых работ и увеличению сроков их выполнения.
В то же время, если в конкурсных процедурах выигрывают иногородние проектировщики и строители, это как правило микропредприятия, созданные 2-5 лет назад. Тоже без необходимого персонала и материальной базы. Они, как правило пытаются найти субподрядчиков в Кирове и круг замыкается.
Если ситуация с отбором подрядчиков в ближайшее время не измениться, то область может столкнуться с невозможностью выполнения Национальных проектов.
Уже в 1 квартале 2022 года аукционы на муниципальные и государственные заказы на строительство нескольких новых школ в г. Кирове и жилых домов для переселенцев из аварийного жилья не состоялись. Причем каждый из этих объектов выставлялся на конкурсную процедуру 3 раза! Подрядчики из других регионов тоже не заинтересовались этими объектами. Видимо условия конкурсов непривлекательны для генподрядчиков, а может их (генподрядчиков, которые могут качественно запроектировать и построить такие объекты) осталось считанные единицы.
ТОГДА это огромная проблема для Кировской области!!!
Стоимость проектно-изыскательских и строительных работ для нужд государственных и муниципальных заказчиков определяется на основании государственных сборников цен и расценок и в обязательном порядке проверяется экспертами при прохождении проектов и смет государственной экспертизы. Таким образом в стоимости объекта учтены зарплата, налоги, актуальная стоимость материалов, накладные и рентабельность потенциального подрядчика.
В ФЗ - 44 законодатель определил порог для антидемпинговых мер при падении от начальной цены более 25%. В сегодняшней ситуации при годовой инфляции 15% и взрывном росте цен на основные стройматериалы, даже по начальной цене, определенной по федеральным расценкам выполнить подряд часто представляется проблематичным.. Выполнить договор подряда на проектирование и строительство по более низким ценам можно только за счет снижения зарплаты и неуплаты налогов. В строительстве ещё за счет замены материалов на дешевые аналоги.
п.3 Статьи 59 ФЗ-44 разрешает государственным и муниципальным заказчикам закупки строительных и проектно-изыскательских работ путем проведения электронного аукциона и они очень часто этим пользуются, потому что с помощью этой процедуры закупка происходит быстрее, чем с помощью открытого конкурса и требует меньше документации при подготовке процедуры размещения заказа. Только вот результат исполнения контрактов, заключенных на основании этих конкурсных процедур зачастую получается плачевным.
На практике победителями электронных аукционов на проектно-изыскательские и строительные работы становятся фирмы, которые снижают начальную стоимость работ в два и более раза. У таких фирм - победителей в штате работают только директор и главный бухгалтер и получен допуск СРО ( к сожалению система саморегулирования до сих пор позволяет это сделать через "коммерческие" СРО). Выиграв подряд они начинают пытаться выполнить его с минимальными затратами, игнорируя качественные характеристики и характеристики безопасности. В результате государственные и муниципальные заказчики по завершении срока контракта вынуждены очень часто констатировать неисполнение контракта или принимать некачественные работы с надеждой как-то их доработать в будущем. Страдают работники фирм - подрядчиков, так как они получают "серую" зарплату, а зачастую трудятся без оформления трудовых договоров. Бюджеты РФ, регионов и муниципальные недополучают с этих контрактов налоги.
Союз Строителей предлагает:
1. Создать службу Единого заказчика на все заказы на строительство и проектирование по всем объектам области (независимо от ведомственной или муниципальной принадлежности) на базе Кировского областного государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства". Это позволит сосредоточить в одних руках планирование, размещение и приемку работ с помощью квалифицированных кадров.
2. Обязать государственных и муниципальных заказчиков размещать заказы на проектно-изыскательские работы и строительство только с помощью открытых конкурсов. При этом применять основными не стоимостными критериями "Опыт работы" и "Наличие квалифицированных кадров".
3. В состав лота включать несколько однотипных объектов строительства (например реконструкция систем водоснабжения нескольких населенных пунктов) с графиком выполнения 1 объект в год на 5 лет. Это позволит подрядчикам планировать свою работу на несколько лет вперед, развивая необходимые компетенции и ресурсы. При этом оплачивать проектные и строительно-монтажные работы поэтапно на основании актов выполненных работ по государственным расценкам действующим на момент сдачи работ.
4. В договоры подряда включать авансирование хотя бы 5%, что позволит ( в случае победы на конкурсе местного добросовестного подрядчика) в процессе исполнения контракта увеличить аванс до 50% в соответствии с Постановлением Правительства РФ, или оплачивать выполненные работы по законченным этапам проектирования и строительства.
5. Обязать заказчиков не включать стоимость государственной экспертизы в контракт, а получив разработанную проектную документацию и проверив её на соответствие техническому заданию и нормативным документам, направлять в Государственную экспертизу и оплачивать по договору с экспертизой. Или можно в контрактах предусмотреть, что заказчик, получив разработанную документацию, оплачивает подрядчику аванс в размере стоимости государственной экспертизы.
6. Определять сроки исполнения контрактов, руководствуясь нормативными сроками, а не исходя из бюджетного финансирования. Предусмотреть, что контракт, заключенный в текущем календарном году может быть переходящим на следующий календарный год. Проводить конкурсные процедуры на текущий год не позднее февраля!