«Бизнес новости» спросили компетентное мнение у профессиональных участников рынка. Оно единогласно: объект необходим, в первую очередь, с позиции безопасности. Более того, в рамках государственной политики развитие резервного подземного источника прописано в федеральном законодательстве, как и возложенная на органы местной власти обязанность по обеспечению населения питьевой водой. Эксперты также пояснили, как правильнее поступить с недостроем, споры вокруг которого всё чаще переходят в политическое русло. И заверили о готовности озвучить свои аргументы публично в рамках диалога, который наконец-то получилось выстроить с городской и областной властью и начинает выстраиваться с депутатским корпусом.
«Вопрос о том, что делать с недостроенным водоводом «Кумены-Киров» в этом году вновь неоднократно поднимался и в прессе, и на встречах с новым руководством региона. В прессе высказываются мнения, с которыми мы как специалисты категорически не согласны, – комментирует генеральный директор ООО Институт «Кировводпроект», председатель правления Ассоциации «Союз строителей Кировской области» Владимир Смирнов. – К примеру, один из депутатов Кировской гордумы недавно публично заявил, что в Куменском месторождении воды нет, о чем ему сообщил какой-то главный гидролог области (хотя такой должности даже не существует). Вся работа по проектированию и строительству объекта в рамках инвестиционного проекта «Внеплощадочные системы водоснабжения г. Кирова» основана на материалах изысканий, полученных профессиональной специализированной организацией. Есть все подтверждения, что имеющихся запасов воды достаточно. Именно это месторождение было рекомендовано в качестве второго водоисточника для города Кирова. Хотелось бы с этими неназванными специалистами встретиться. У нас как у профессионального сообщества имеются все необходимые документы, чтобы аргументированно озвучить свою позицию, которая кардинально отличается от мнений, звучащих в публичном пространстве».
Вопрос безопасности
Второй подземный водоисточник у города ранее уже был, о чем рассказал бывший главный инженер МУП «Водоканал» Василий Тарасов. Решению вопросов централизованного питьевого водоснабжения и водоотведения города он посвятил несколько десятилетий своей трудовой деятельности.
– У Кирова раньше было два водоисточника. Первый – построенная в 1900 году в районе телецентра станция «Ключевая». Тогда Вятка вошла в 20-ку губернских городов, у которых появился свой централизованный водопровод. Его мощность составляла около 10 тысяч куб. метров в сутки, для населения в то время этого было достаточно. Из-за холеры в 1972 году этот водоисточник питьевого водоснабжения был законсервирован и на сегодня разрушен, – вспоминает Василий Александрович.
Второй – водозабор «Корчемкино», который появился в конце 30-х годов в связи с ростом населения и промышленности: это поверхностный водозабор из реки Вятка и станция подготовки питьевой воды мощностью 60 тысяч куб. в сутки. В начале 2000 годов водозабор заглубили и мощность довели до 200 тысяч кубометров.
– Этой питьевой воды для города сегодня достаточно. Однако в 50-90 годах в пределах зоны санитарной охраны второго пояса водоисточника для «Корчемкино» появились комплексы химических производств – в Кирово-Чепецке, Глазове. Это я не упоминаю промышленные предприятия в Омутнинске, Слободском, Нововятске, Радужном и на других территориях. Река Вятка, которая на сегодня является единственным источником питьевого водоснабжения Кирова, стала уязвима. Не дай Бог, если что-то случится – город останется без воды. Вспомнить хотя бы ситуацию с загрязнением реки Ангара предприятием «Усольехимпром» в Иркутской области в 2018 году: в городе был объявлен режим чрезвычайной ситуации. Загрязнение Ангары – яркое подтверждение уязвимости поверхностного водоисточника! Если что случится у нас (тьфу-тьфу), химические загрязнений в городе будут уже через 3-4 часа после выброса, – продолжил Василий Тарасов.
– По нормативам второй водоисточник, не связанный с бассейном реки Вятка, защищенный и желательно закрытого типа, необходим, это прописано и в нормативах. Если, к примеру, произойдет мощный паводок, хранящиеся сегодня на промплощадках опасные загрязняющие вещества попадут в реку Вятка. Пользоваться водозабором «Корчемкино» будет нельзя, и город Киров останется без воды. В этом случае объема запасов воды Куменского месторождения хватит, чтобы как минимум кировчане смогли пережить такую чрезвычайную ситуацию. Вот это основная задача второго подземного источника водоснабжения, – подчеркнул Владимир Смирнов.
– Всегда при возникновении темы проектирования источника централизованного водоснабжения первый вопрос, который рассматривается, – есть подземные воды или нет. В приоритете подземный источник, только потом поверхностный. У нас так сложилось, что поверхностный уже существует. Однако правила и требования не изменились: с учетом того, что население Кирова превышает 500 тысяч человек, согласно категорированию и требованиям безопасности мы обязаны иметь второй водоисточник областного центра, не связанный с бассейном реки Вятка. Поэтому все дискуссии и рассуждения на эту тему считаю неправильными. Куменский водозабор нужно достраивать, – говорит бывший глава департамента ЖКХ Кировской области, зам. министра строительства и ЖКХ региона Леонид Князькин.
В тему
Вопрос государственного уровня
О необходимости использования подземных вод для организации водоснабжения говорится еще в постановлении федерального правительства от 6 марта 1998 г. N 292 «О Концепции федеральной целевой программы «Обеспечение населения России питьевой водой» и осуществлении первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения населения».
«Почти в половине городов с населением свыше 100 тысяч человек централизованное водоснабжение либо полностью основано на поверхностных водах, либо оно составляет более 90% в балансе водопотребления. Так как поверхностные воды практически не защищены от загрязнения, население этих городов находится под постоянной угрозой потребления воды, не соответствую-щей нормативам качества», – говорится, в частности, в документе.
Именно поэтому расширению использования подземных вод еще на тот момент на уровне государства поручалось уделять особое внимание. «Это диктуется необходимостью обеспечения резервного водоснабжения населенных пунктов на случай чрезвычайных ситуаций и в первую очередь относится к крупным городам и отдельным регионам, водоснабжение которых осуществляется в основном из поверхностных источников», – еще одна выдержка из федерального постановления.
В федеральном законе № 416 «О водоснабжении и водоотведении» от 7 декабря 2011 года от 07.12.2011 N 416-ФЗ отмечается, что приоритетность обеспечения населения питьевой водой отнесена в общим принципам государственной политики в этой сфере. В этом же документе говорится, что организация водоснабжения населения относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Неработающие миллиарды
В освоение подземного водоисточника и водовода Киров-Кумены вложены миллиарды, выполнены работы и смонтировано оборудование. Эксперты заявляют, что объект приближался к стадии завершения, финансирование осуществлялось по федеральной инвестиционной программе, но стройка встала.
– Я лично ездил в Москву с представителями администрации города Кирова на защиту проекта. Объект включили в федеральную программу. Деньги выделили: вся документация была готова и согласована, подрядчик АО «КЧУС» имел необходимый допуск для работы с подобными объектами. Перед моим уходом с должности зам. министра (по собственному желанию, – ред.) прошли еще одну защиту по заявке на 2018 год: области выделялось 300 млн рублей. При этом менялось процентное соотношение софинансирования проекта: если до этого 50% затрат закрывали область и город и 50% – федерация, то предполагалось уменьшить долю софинансирования со стороны субъекта до 5%, – вспоминает Леонид Князькин.
Эти средства, продолжил он, позволяли уже в 2018 году частично задействовать водовод и подавать чистую воду в город, а это 20 тысяч кубометров воды ежедневно.
– Считаю, уже на момент замораживания стройки объект был готов к пусконаладочным работам: были построены электрические, газовые сети, газовая котельная, резервуары, накопители и насосная станция второго подъема, пробурены и прокачены 4 скважины с дебетом по 5 тысяч кубических метров каждая. Подавайте воду в Сошени, подсоединяйте Радужный, Нововятск, увеличивайте мощность и через водозабор в Корчемкино подавайте чистую воду в Киров! – уверен Леонид Князькин.
– Объект построен более чем на 80%, но последние 5 лет заброшен и не охраняется по неизвестным мне причинам. Не приносят отдачи более 3,5 млрд рублей, – поддерживает Василий Тарасов.
Во время разговора он добавил, что водовод может минимизировать сегодняшние затраты, которые запланированы на модернизацию ЖКХ. Рассказал на примере плана по строительству нового подземного водозабора Нововятского района, заложенного в программу развития муниципального «Водоканала»
– В камерах водовода «Кумены-Корчемкино» установлены задвижки специально на Нововятск и Радужный. Требуется только прокладка трубопровода до существующего водопровода поселков. Деньги с учетом ограниченности бюджетов нужно вкладывать в начатое строительство, а не в освоение новых мелких водозаборов, – считает Василий Тарасов.
Строительство было остановлено 3 января 2018 года. Также объекту был присвоен статус «совершенно секретно». Обосновано ли это? В связи с этим для реализации проекта и подрядчику, и заказчику необходимо получить специальную лицензию ФСБ 2-1 степени секретности.
В официальном ответе Василию Тарасову от администрации Кирова от 21 ноября 2022 года за подписью замглавы администрации Сергея Зотина «приостановка» реализации объекта аргументируется необходимостью внесения изменений в проектную документацию с получением положительного заключения госэкспертизы.
«Требует корректировки»
В ответе также сообщается причина, почему объект не законсервирован: «В связи с тем, что с момента приостановки работ на объекте прошло более 4-х лет (с 03.01.2018), техническая документация по консервации объекта, разработанная в 2018 году в настоящее время не актуальна и требует корректировки».
Через конкурсные процедуры для разработки проектной документации были выбраны две подрядные организации.
– Первая, московская (ООО «Энергетические Системы и Комплексы, – ред). ничего не сделала, но победила на торгах как единственный участник в январе 2019 года, потому что имела лицензию ФСБ. Она потом была включена в реестр недобросовестных поставщиков. Через два года муниципальный контракт выиграл ведущий московский институт (АО «Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт «Гидропроект» имени С.Я Жука, – ред). По условиям контракта выполнить работы необходимо было за 4 месяца, а это огромный объем. Физически такую работу можно сделать минимум за год, что и стало причиной расторжения контракта и с этим подрядчиком, – рассказал Владимир Смирнов.
После этого на торги по выполнению работ по разработке технической документации для консервации объекта «Внешнеплощадочные системы водоснабжения г. Кирова, водозабор подземных вод в Куменском районе Кировской области» ни один подрядчик не заявился.
Почему для решения этой проблемы ничего не делается со стороны властей – вопрос остается открытым.
– Обеспечение населения чистой питьевой водой – прямая прерогатива власти. И именно власть должна думать, как сделать систему централизованного водоснабжения безопасной и еще более оптимальной для потребления за счет второго водовода. Еще начиная со времен руководства областью Владимира Ниловича Сергеенкова власть всегда помогала, двигала реализации проекта по второму подземному водоисточнику. Возникающие проблемы решались. Предыдущая команда руководства региона объект бросила. О причинах можно только догадываться, но это мое личное мнение, – рассуждает Василий Тарасов.
– Когда проект делался, в Кирове работали проектные организации, которые имели допуск ФСБ для таких работ. Сегодня их нет, так как лицензия ФСБ, как раньше, автоматически не продлевается. Мы дважды предлагали администрации города Кирова разработать проектную документацию, но у них телега впереди: нет лицензии – контракт не заключим. Однако для получения этой лицензии необходимо заключить контракт, такой замкнутый круг получается, – комментирует Владимир Смирнов.
Кстати, в ответе Василию Тарасову за подписью Сергея Зотина не говорится, что объект полностью заброшен. «В соответствии с утвержденной дорожной картой срок завершения строительства объекта запланирован на 2024-2025 года», – именно такими словами завершается письмо от ноября 2022 года. Однако в программе строительства сегодняшней команды проектирование планируется в 2027 году.
«Готовы озвучить позицию публично»
Нынешняя власть, отмечают собеседники «Бизнес новостей», с профессиональным сообществом выстраивает диалог в другом ключе – конструктивно и пытаясь разобраться в любой ситуации.
– На одной из встреч «Союза строителей Кировской области» я предложил Алексею Александровичу Жердеву (зампреду правительства Кировской области, – ред). озвучить мою позицию по резервному источнику водоснабжения Кирова, поскольку обладаю всеми компетенциями и опытом. Он сразу же пригласил на личную встречу. Алексей Александрович согласился с тем, что нужна оптимизация старого проекта. Необходимо делать обследования и продолжать строительство. И дал поручение – разобраться и определиться, что с объектом делать дальше, – сообщил Василий Тарасов.
И еще раз подчеркнул: объект достраивать необходимо.
– Это, повторюсь, в первую очередь вопрос безопасности жизнедеятельности. Если же этого не произойдет, кто-то должен взять на себя ответственность и ответить на вопрос: «Зачем столько денег вложено в стройку и не используется?» В моем понимании ситуация была создана искусственно. Сегодня ее можно и нужно поменять, – продолжил собеседник.
Владимир Смирнов не исключил, что именно после поручений зампреда тема регулярно стала появляться и в СМИ, и в публичном пространстве. Озвученная в публикациях информация не соответствует действительности скорее всего по причине незнания вопроса.
– Еще раз повторюсь: запасы воды в Куменском месторождении есть, второй подземный источник водоснабжения Кирова необходим. Если депутаты Кировской гордумы хотят выслушать мнение профессионального сообщества, мы готовы его озвучить в рамках круглого стола и депутатских комиссий. Готовы рассказать, почему и зачем необходимо завершить объект, который даже при его нынешнем состоянии находится в высокой степени готовности, – заключил Владимир Смирнов.
Источник: